А товар-то живой..

Удивительно, но факт - кинологи стали обращать внимание на юридические проблемы, встречающиеся в собаководстве. И этот факт примечателен вдвойне: налицо возрастание цивилизованности не только собаководов, но и общества в целом. Очень радует появление в кинологических изданиях публикаций юристов. Но, как известно, где два юриста - там три точки зрения. А уж в таком живом деле, как собаководство, тем более. В связи с этим позволю себе некоторые соображения по поводу статьи в журнале «ДРУГ» (№10, октябрь 1998 г.) «Оформление покупки щенка».


Действительно, гражданским законодательством животное (в том числе и собака, кошка) воспринимается, как имущество, которое, естественно, может (и, наверное, должно) принадлежать кому-то. Однако, живое существо - уж очень специфический вид имущества, к которому, на мой взгляд, нельзя наотмашь, по-кавалерийски, взять и применить все правила, изложенные в статьях Главы 30 Гражданского Кодекса РФ.

В частности, абсолютно справедливо советуя заключать Договор купли-продажи при покупке щенка, г-жа М. Якутова советует предусмотреть ответственность заводчика - продавца щенка в случае, если «у Вашего потомка чемпионов с возрастом появляются врождённые дисквалифицирующиеся пороки (недостатки зубной системы, крипторхизм, светлые глаза, белые пятна и т.п.)». Болезненный для многих собаководов вопрос, не правда ли?!..

С точки зрения кинолога...

На мой взгляд, решение этой юридической проблемы, как ни странно, лежит именно в кинологической плоскости. И вообще, по-моему, собаководство - такая специфическая область человеческой деятельности, в которой правовыми исследованиями наиболее успешно может заниматься кинолог-профессионал, обладающий серьёзными юридическими знаниями, а не наоборот - юрист, увлекающийся собаководством. В связи с этим я, как юрист, теоретически (!) допускаю вариант разрешения проблемы, предложенный автором статьи. Однако, как кинолог, считаю, что на практике это должно происходить несколько по-другому.     

В соответствии с общими правовыми принципами по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь (товар) определённого качества и количества. Покупатель в свою очередь обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (ст.454 ГК РФ). Поскольку любой покупатель хочет приобрести за минимальную стоимость максимально хороший товар, в данной ситуации, естественно, речь в первую очередь идёт о качестве приобретаемого животного (щенка).

Качество такого «живого товара» вообще очень сложно определить; взгляды на собаку были, есть и будут индивидуальны, различны и неоднозначны. Вкусы и пристрастия касательно экстерьера и характера собаки даже внутри одной породы у собаководов-любителей и даже профессиональных экспертов и специалистов по дрессировке различны. И люди имеют право на творческие искания... в рамках стандарта конкретной породы. Это и есть двигатель прогресса в племенном деле. Каждый заводчик по-своему стремится получить лучших щенков, естественно, не желая разводить болезненных, анатомически уродливых собак с аномальной психикой. И, несмотря на это, нельзя гарантировать отсутствие каких-либо врождённых аномалий у щенков, полученных от абсолютно корректной, нормальной вязки. Генетика - наука так называемых больших чисел, царство теории вероятностей, и поэтому племенное дело не поддаётся стопроцентному прогнозу. Мы, к сожалению, не можем с достаточной уверенностью утверждать, облысеет ли, например, мальчик, достигнув сорокалетнего рубежа, даже если знаем, что головы его папы и дедушки напоминают бильярдный шар. Если говорит конкретно о собаководстве, то я  могу привести два интересных примера, иллюстрирующих этот феномен.

Суку немецкой овчарки повторно повязали с кобелем, от которого у неё годом раньше был удачный помёт. То есть был получен дубль-помёт, в котором заводчик, естественно, не ожидал получить наследственных аномалий, т.к. в предыдущем помёте их не было. В возрасте до трёх месяцев щенки ничем не отличались от собак предыдущего помёта в этом же возрасте. Но к 4 месяцам у половины второго помёта перестала нормально развиваться нижняя челюсть, и несколько щенков, имевшие раньше абсолютно нормальный прикус, выросли с недокусом. Наряду с этим весь второй помёт явно и серьёзно превосходил  своих старших братьев и сестёр по анатомии и даже по способностям к дрессировке.  

В другом случае у кобеля немецкой овчарки с возрастом длинная пушистая шерсть, что для этой породы является браком, перелиняла и стала абсолютно стандартной. Помёт, в котором он родился, я постоянно наблюдал начиная с трёх месяцев и могу утверждать, что в этом возрасте он ничем не отличался от своих братьев, которые так и остались длинношёрстными.

С такой же долей предсказуемости можно говорить о проявлении других наследственных дефектов, например, о дисплазии тазобедренного или локтевого суставов, неполнозубости, крипторхизме, о нестандартном окрасе и т.п.. В связи с этим с кинологической точки зрения не совсем честно заставлять заводчика отвечать за капризы генетической изменчивости и стихийное проявление мутаций. Всем известно, что даже от Чемпионов Мира рождались щенки с наследственными аномалиями, и ни в одной цивилизованной стране никому в голову не приходит в этих случаях требовать от заводчика сатисфакции.


С точки зрения юриста...

Если же говорить о сугубо юридической стороне дела, то, на мой взгляд, опять же всё не так однозначно, как представляется после прочтения статьи. Казалось бы, автор абсолютно логично предлагает возложить ответственность за продажу товара, в котором после совершения сделки были обнаружены, как говорят юристы, скрытые дефекты. Но товар-то живой!.. Здесь абсолютно уместно вспомнить о правилах, изложенных в ст.476 ГК РФ «Недостатки товара, за которые отвечает продавец». В соответствии с этими нормами права продавец не отвечает за недостатки товара,     если докажет что эти недостатки возникли после передачи товара вследствие действия непреодолимой силы. Генетическую изменчивость и надо воспринимать, как непреодолимую силу. Если бы эту силу можно было бы преодолеть, т.е. сделать полностью подконтрольной людям, то человечество избавилось бы от огромного количества наследственных заболеваний, а все любители собак были бы владельцами животных минимум уровня Чемпион России.    

Разведение должно быть ответственным...


Если посмотреть на эту проблему глазами обывателя, рядового владельца собаки или обычного человека, желающего приобрести щенка, то может показаться, что я пытаюсь «выгородить» заводчика. Поверьте, это не так. Владелец помёта получает за щенков деньги (и иногда немалые), и это уже само по себе возлагает на него ответственность. Но ведь ответственности без вины не должно быть, не так ли!? Мне кажется, сказанным выше уже достаточно доказано, что возлагать на человека ответственность за капризы природы несправедливо. Так за что же всё-таки может и должен отвечать заводчик, продающий Вам щенка?

Выше уже говорилось о том, что человек, занимающийся разведением собак, имеет право на творческие искания в рамках стандарта конкретной породы. Это очень важно. Совершенствуя породы собак, люди во всём мире пришли к одной простой истине: если ведётся речь о какой-либо породе, мы должны определиться, какая это собака. Например, если перед нами немецкая овчарка-крипторх, длинношёрстный ротвейлер, неполнозубый доберман или пятнистый лабрадор, то ни одно из этих животных не соответствует своему породному стандарту. Поэтому если заводчик получил продаваемый помёт от аномальной с точки зрения стандарта особи, то не может продавать щенков, как стандартных. Выражаясь юридическим языком предлагаемый в данном случае товар является некондиционным. Это правило действует во всех случаях, в том числе и тогда, когда сами щенки, полученные от такой аномальной вязки, соответствуют породным канонам. В противном случае несущие аномальные гены и допущенные в племенное разведение внешне стандартные животные принесут вред породе.
Для выявления собак, не соответствующих породным стандартам, во всём мире проводится комплекс зоотехнических мероприятий по утверждённым правилам. Как правило, владельцу выдаётся официальный документ об успешном прохождении его питомцем разного рода испытаний, выставок, смотров и т.д.. Попробую проиллюстрировать действие этого фильтрующего зоотехнического механизма на примере кинологических мероприятий в Российском союзе владельцев немецкой овчарки, как, на мой взгляд, наиболее прогрессирующей организации в системе РКФ в смысле организации системы допусков в племенное разведение.

По общему правилу для того, чтобы немецкая овчарка участвовала в разведении в системе РСВНО, необходимо:
· иметь родословную, признаваемую в системе FCI;
· иметь выставочную оценку не ниже «очень хорошо»;
· иметь минимальную дрессировку (например, IPO-I или «ШУТЦХУНД»-I);
· иметь документ о прохождении кёрунга, действующего на момент планируемой вязки.

*кёрунг - зоотехническое мероприятие, определение пригодности животного к племенному использованию; для прохождения кёрунга животное должно иметь подтверждённое родословными документами происхождение, идентификационное клеймо, рентгеновский снимок тазобедренных суставов для исключения заболевания дисплазией ТБС, диплом о минимальной дрессировке; в процессе кёрунга производится измерение роста и веса собаки, животному даётся близкое к выставочному описание экстерьера, тестируется темперамент, характер (упражнения с фигурантом «Фактор неожиданности», «Лобовая атака», движение по рингу, лояльность к производящему осмотр кёрмастеру).

Ясно, что племенное дело - это всегда своего рода риск. Но грамотный, ответственный заводчик должен предпринять всё для того, чтобы этот риск был сведён к минимуму и оправдан. То есть, в случае с немецкой овчаркой, он должен провести собаку через все вышеуказанные ячеи зоотехнического фильтра. Если же владелец не может представить все документы, требуемые по правилам национального породного клуба для предоставления возможности вязки, значит по его небрежности, или халатности, или даже какому-либо умыслу не были предприняты все меры для сведения риска получения аномального потомства к минимуму. Например, выяснилось, что диплом по дрессировке выдан ненадлежащим образом, куплен или подделан; вязка оформлена через клуб, не признающий правила Национального клуба по этой породе в системе РКФ; щенки получены в результате кровосмешения (не путать с инбридингом) «отец + дочь», «мать + сын» или «брат + сестра (однопомётники или из дубль -  помётов)». Именно в этом случае, на мой взгляд, заводчик может отвечать за дисквалифицирующие пороки, которые проявились с возрастом, через некоторое время после продажи щенка.

Какие конкретно для каждой породы документы требуются для разрешения официальной вязки, и какие пункты Положения о племенном разведении искомой породы должны быть соблюдены, потенциальный покупатель может узнать в Национальном клубе, занимающемся выбранной им породой собак и входящем в РКФ.


Данная статья была написана достаточно давно, но показалась мне преждевременной и поэтому публикуется сейчас впервые. Время вносит свои коррективы, и сейчас немецкие овчарки имеют возможность участвовать в воспроизводстве без кёрунга. Кроме, безусловно, отрицательных моментов данный факт имеет и положительный аспект: сразу стали выявляться «овчаристы», которые в большей степени занимаются не разведением, а размножением. В контексте этой статьи хотелось бы отметить, что владельцы, не проходящие кёрунг с собаками, которые используются в разведении, не предпринимают всех возможных мер для сведения риска получения аномального потомства к минимуму, и таким образом, при возникновении юридических коллизий должны нести ответственность. И материальную и моральную…


Hits: 93
Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
smaller | bigger

security code
Напишите отображаемые буквы


busy