Валерия Сергеевна Иванова – один из старейших кинологов Перми, воспитавшая и передавшая в армейские части страны более десятка подготовленных овчарок. Еще совсем юной девчонкой в лихие сороковые годы она связала свою жизнь с собаками и по сей день не расстается с очередным своим четвероногим другом. Валерия Сергеевна и сейчас - нередкий гость в Пермском областном клубе служебного собаководства РОСТО. Недавно она согласилась поделиться некоторыми воспоминаниями о своей кинологической деятельности.
- В девять лет, - рассказывает Валерия Сергеевна, - мама подарила мне щенка немецкой овчарки. Шло довоенное время - весна сорокового года. Мы взяли того щенка для подготовки к службе в уголовном розыске. Мать его – Айва (владелец Колесникова), отец – Бойро (владелец) Раппопорт. Это был мой первый четвероногий друг. Питомника, как известно, в уголовном розыске тогда не было, все собаки жили у хозяев. Именно в то время я познакомилась и тепло сдружилась с Зиночкой Родионовой, которая впоследствии стала начальником Пермского клуба служебного собаководства. Вместе с ней ходили в клуб «Статик» (тогдашнее название ПК КСС). Вскоре началась война, но мы продолжали приходить в клуб и заниматься там дрессировкой своих четвероногих друзей.
Как вспоминает Валерия Сергеевна, в то военное время собак по повесткам забирали на службу в армию и нынче мало кто знает, что животным до отправки на фронт, пока они готовились к службе, был положен продовольственный паек – 16 кг хлеба на месяц, выдавали соленую или мороженую рыбу, яйца… В 42-м году В.С. Иванова со своим первым питомцем впервые пошла на выставку собак, которую устроили в пермском Горьковском саду. Как потом стало понятно, это была просто выбраковка собак. Смотрели, кого из участников выставки оставить «на племя», кого сохранить, а кого и отправить на фронт. То была, скорее всего, не выставка, а отбор.
- Когда собаку собирались сдавать в армию, - продолжает В.С. Иванова, - то ее хозяева получали удостоверение, которое давало право на бесплатное обучение щенка. Месячный щенок, кстати, в то время стоил 75 рублей (цена мороженного, для сравнения, составляла тогда 20 копеек). В общем, недешево.
Вот так вот - однажды собака появилась, и Валерия Сергеевна уже без четвероногого друга не представляла своей дальнейшей жизни. Для фронта она вырастила и подготовила три служебные собаки. Их, как сама говорит, забирали на фронт обычно через один год содержания и дрессировки.
И потом, конечно, от нее ушло в армию немало собак. Потому что не все, по ее словам, подходили ей. И, прежде всего, по экстерьеру. Как она вспоминает, постепенно стала ходить регулярно заниматься в клубе, который относился к ДОСААФу, а позже даже начала бывать в клубе самостоятельно.
- У меня, - рассказывает Валерия Сергеевна, - была очень хорошая собака, так сказать, «многовыставочная». Часто бывало, что я ставила собаку на охрану на колхозном рынке. На улице Технической со стороны Детского мира были ворота, и мой воспитанник стоял там. Его звали Рео, его там хорошо знали. Кстати, пес этот в свое время произвел много задержаний преступников. В 1952 году впервые ввели сдачу экзаменов по дрессировке и специальной дрессировке и тогда же стали награждать дипломами и жетонами. Моя собака успешно сдала экзамены и еще другие четвероногие друзья - Джильда (владелец Пантюхина), Арка и боксер. Нас было четверо владельцев, успешно преодолевших со своими питомцами экзаменационные нормативы
Затем Валерия Сергеевна начала работать в секции по разведению. В то время проводилась бонитировка, то есть собаки отбирались для будущего племенного разведения. Смотрелось, какие оценки они получили на выставках, как они сдали экзамены. Все это заносилось в карточки родителей и высчитывалось количество баллов. Впоследствии четвероногому другу «выставлялся» племенной класс. И это делалось прямо на выставке. Таким подсчетом (бонитировкой) Валерия Сергеевна и занималась. Между прочим, она получала зарплату как лучший заводчик, ее неоднократно награждали за лучших щенков. Судьи, приглашенные со стороны, признавали весомые заслуги В.С. Ивановой в племенном разведении немецких овчарок.
-Мне потом пришлось немного отойти от активного участия в жизни клуба, - замечает Валерия Сергеевна. – Так как я училась в институте, и одновременно работала в медпунктах. Позднее я поступила в вуз и окончила лечебный факультет Пермского медицинского института. И потом, я работала на скорой помощи, что отнимало очень много времени… Но собаки у меня все равно были. Через некоторое время я все-таки из питомника выкупила собаку. Это было уже в 1982-м. Взяла немецкую овчарку, привезенную из Германии. Она получила на выставке оценку «отлично». К слову, раньше было очень много собак в клубе, а выставка в год устраивалась всего одна. В Перми, между прочим, были очень хорошие собаки, поэтому к нам на выставки «боялись» приезжать из других городов. Как с гордостью подмечает Валерия Сергеевна, в то время в выставках принимало участие до 400 собак и только одной породы - немецкая овчарка. Вот такие внушительные ринги были. В Перми было очень хорошее поголовье. Как вспоминает Валерия Сергеевна, в те годы на всех выставках всегда присутствовали председатель Пермского областного ДОСААФ Башлеев или его заместитель Федотов, а также обязательно – журналист Татьяна Чернова, которая рассказывала об этих событиях в городской прессе.
В общей сложности у В.С. Ивановой за всю ее жизнь было более 15 собак одной любимой породы – немецкая овчарка. Она сама их дрессировала, однако обычно никуда на выставки с ними не ездила, а в основном сдавала их на службу в армию. Хотя ей уже 75 лет, но и сейчас у нее тоже есть двухлетний весьма воспитанный пес. Он имеет первую степень по ОКД и такую же - по спецкурсу. Ее пес отлично дрессирован в Пермском клубе служебного собаководства. И это настоящая социальная собака.
- Считаю, - резюмирует Валерия Сергеевна, - любая собака должна быть совершенно спокойной в социальном обществе и, так сказать, без нужды не лаять.