Логин:  
Пароль:  
   
Главная Школа собак Азы в понимании собаки Щенок – всего лишь малыш!
Щенок – всего лишь малыш!

Обойти эту тему я не могла, поскольку регулярно получаю письма с вопросами, касающимися проблем поведения щенков. Похоже, многие хозяева не понимают, что отличает психику новоприбывшего маленького щенка от психики взрослой собаки, и поэтому совершают непоправимые ошибки.

Странная традиция. Неясно, почему сложилась странная традиция начинать «воспитывать» маленького щенка уже с самого первого дня его пребывания в новом доме. Многие собачники и кинологи даже настаивают на том, что малыша необходимо приучать к правилам новой жизни и дрессировать сразу, как только он появится в доме.

Под этими «правилами новой жизни» подразумевается, например, что хозяин должен:

— с первой же ночи приучать щенка спать на месте, запрещая находиться в комнате хозяев, даже если тот кричит в одиночестве;

— наказывать щенка за нежелательные действия;

— обучать командам;

— оставлять одного дома;

— надевать ошейник (некоторые надевают даже строгие ошейники и ошейники «Антилай», выпускаемые для щенков);

— выходить со щенком на продолжительные прогулки, а также брать с собой в гости, на шумные праздники, в городскую толчею, кафе, магазины;

— делать щенка объектом всеобщего внимания и давать всем желающим возможность его тискать;

— одержимые идеей социализации новоиспеченные хозяева считают, что необходимо непрерывно подсовывать щенку новых собачьих и человеческих знакомых, приучать к любому шуму, толчее и постоянно ставить его в новые ситуации.

Разумеется, не все хозяева включают в жизнь своего нового члена семьи всю программу. Однако уже один или несколько ее пунктов могут привести к серьезным проблемам поведения, которые откладывают отпечаток на всю последующую жизнь собаки: в щенячестве ее нервная система развита еще слишком мало и оказывается неподготовленной к слишком большому числу раздражителей. Поэтому вместо «собаки своей мечты» всего за несколько дней хозяева могут получить собаку с проблемами поведения: щенок «внезапно, по непонятной причине» становится либо перевозбужденным, либо, наоборот, подавленным; у него могут возникнуть какие-либо фобии или появиться целый ряд других проблем поведения. К тому же, из-за пережитых страхов у щенка может сложиться определенная схема компенсационного поведения.

Щенок – это всего лишь малыш

Подумайте сами, щенок – это всего лишь малыш. Он еще слаб и зависим и в окружающем его огромном мире не знает ничего кроме мамы, братьев и сестер, а также своей коробки, запахов и звуков дома, в котором он родился. Его нервная система еще не развита в полной мере и очень восприимчива. Любая перемена в обстановке еще воспринимается им как сильный стресс.

На этой стадии развития в нервной системе щенка активированы только лишь те взаимосвязи, которые необходимы для его выживания именно на этой стадии. Все остальные взаимосвязи в мозгу активизируются и укрепляются постепенно, по мере естественного развития животного и по мере накопления им жизненного опыта. Причем жизненный опыт щенка хорошо усваивается и действительно развивает его только в таких количествах, в которых способна воспринять их нервная система. С другой стороны, нервная система с возрастом развивается сама по себе и стремится напитаться впечатлениями, или опытом извне. Следовательно, взаимодействие нервной системы и внешних впечатлений должно быть сбалансировано, иначе новая информация вызовет у собаки слишком сильный стресс и вместо эффекта обучения приведет к травме.

Чтобы привыкнуть к этим раздражителям, щенку требуется время

Вся проблема в том, сколько новых раздражителей может выдержать щенок, оставаясь здоровым. На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как все щенки разные. Они отличаются возрастом, устойчивостью к стрессу, скоростью взросления, физическим и психическим состоянием в целом и в момент воздействия конкретного раздражителя. И все-таки часто бывает достаточно, если хозяева придерживаются простых правил:

— не перегружайте щенка раздражителями;

— доверяйте его инстинктам (и Вашим собственным!);

— не стремитесь выполнять «все по книжкам», похожим на «инструкции к собаке» — вместо этого относитесь к нему как к обычному малышу.

Сейчас я возвращаюсь к списку типичных ошибок, чтобы рассмотреть их с точки зрения психики щенка:

1. «С первой же ночи приучать щенка спать на месте, запрещая находиться в комнате хозяев, даже если тот кричит в одиночестве».

Крик щенка говорит о том, что ему страшно. Щенки никогда не остаются одни, и их крик предназначен для того, чтобы бить сигнал тревоги, и если щенок все-таки остался, его крик помогает ему воссоединиться с семьей.

До определенного возраста щенок испытывает необходимость в постоянном доступе к своим социальным партнерам, от которых он получает тепло. Если же вы оставите его одного в темноте в незнакомом месте на всю ночь и будете непреклонно игнорировать его крик, вы не только не выспитесь сами, вероятно, вы также создадите проблему у своего щенка, который сильно испугается темноты и одиночества. У него может развиться страх одиночества, нервозность или чрезмерное, навязчивое стремление к обществу хозяина, а также навязчивое требование ласки и неуемная общительность.

Когда щенок вырастет, он станет более самостоятельным и сам отделится. Поэтому вам не нужно бояться, что, не отделив его сразу же, вы будете обречены на вечное сожительство с собакой в собственной постели.

Я брала своего щенка с собой в кровать, потому что мне было жалко слушать его крики. В возрасте 7-8 месяцев Дайна отказалась спать рядом со мной, хотя иногда и принимала мое приглашение поваляться вместе.

Если вы не хотите брать щенка в постель, можно поставить его корзинку с одеялом и грелкой рядом с вашей кроватью, и иногда ласкать его рукой.

2. «Оставлять одного дома». см. п. 1. Щенок должен приучаться оставаться в одиночестве постепенно. Это обучение можно начинать проводить только тогда, когда малыш уже хорошо освоился в новом доме и чувствует себя комфортно. Очень важно не оставлять его дома одного сразу после переезда от заводчика, ни в коем случае не уезжать в отпуск, оставляя щенка в новом доме на попечение незнакомых ему людей. Для него это будет слишком сильным изменением, слишком большим стрессом.

3. «Выходить со щенком на продолжительные прогулки, а также брать с собой в гости, на шумные праздники, в городскую толчею, кафе, магазины». Чрезмерная стрессовая нагрузка. Время пребывания щенка на улице за 1 раз в первые 2-3 месяца жизни должно составлять всего лишь 10-15 мин. Далее это время увеличивается на 5 мин в месяц. В возрасте примерно 6 месяцев щенок уже способен гулять подолгу. При этом критерием оценки «правильности» прогулки является состояние щенка в конце и после прогулки: он не должен перевозбуждаться или начинать нервничать. Есть также целый ряд видов поведения, указывающих на стресс, например, хватание за поводок или за ноги хозяина, игровое рычание и т.д. Если вы заметили такое поведение, вам надо перестать выгуливать щенка в таких многолюдных местах или сократить время прогулки (см. книгу «Стресс у собак»).

4. «Делать щенка объектом всеобщего внимания и давать всем желающим возможность его тискать».

Это также перегружает щенка раздражителями. Если он перевозбуждается, вам надо прекратить его «бурную общественную жизнь» до того возраста, пока он не окрепнет.

5. «Одержимые идеей социализации новоиспеченные хозяева считают, что необходимо непрерывно подсовывать щенку новых собачьих и человеческих знакомых, приучать к любому шуму, толчее и постоянно ставить его в новые ситуации».

Не надо слишком усердствовать в социализации, она должна проходить размеренно и естественно, без общепринятой истерии на тему «у него всего лишь столько-то месяцев на то, чтобы познать мир!!!» Согласно современным знаниям о мозге, млекопитающие способны учиться всю свою жизнь, в виду высокой пластичности мозга и способности к обучению с рождения и до самой смерти животного (еще лет 10 назад о пластичности мозга не знали, поэтому считалось, что животному – человеку или другому млекопитающему, — для обучения выделена определенная фаза жизни). Фаза, называемая «фазой запечатления», у млекопитающих действительно есть, и она очень важна – это фаза наибольшей активности обучения в определенной сфере, в первую очередь в социальной сфере. Эту фазу, безусловно, надо использовать, чтобы представить щенку новых людей и собак всех типов и мастей, чтобы научить ее социальным контактам. Но ни в коем случае собака не должна «выучить» страх наказаний. Наоборот, она должна научиться доверять себе самой, хозяину и получить установку, что мир интересен.

Все это возможно в рамках обычной повседневной жизни. Полезность курсов для социализации щенков в ее коммерческом обличии (огромное число самых разных щенков, слишком шумная обстановка, большая продолжительность курсов и т.д.) может оказать в высшей степени вредоносное воздействие: щенки не способны справиться с таким числом раздражителей, и попытка их социализировать может обернуться целой серией проблем, вызванных негативными ассоциациями.

Важно также помнить, что стресс на тренировочной площадке приводит к изменению восприятия собаки, а потому обучение новым раздражителям превращается в процесс травматизации!

6. «Надевать ошейник (некоторые надевают даже строгие ошейники и ошейники «Антилай», выпускаемые для щенков)». Это чисто коммерческий ход. Строго противопоказан хозяевам, стремящимся вырастить собаку без проблем поведения.

7. «Обучать командам». Перед любым обучением собака должна привыкнуть к новому дому и окрепнуть психически. Ей можно иногда играючи показать, что, например, какие-либо ее действия влекут за собой приятные последствия.

()

 

Есть информация или вопрос? Напишите нам!

От (email)
Тема
Сообщение
 Выслать мне копию
   
 

Виды дрессировки

ОКД - общий курс дрессировки
ЗКС -защитно-караульная служба
КС - караульная служба
ИПО (IPO)
БХ (BH)
Шуцхунд




Натаска охотничьих собак

Испытания норных собак
Испытания борзых по вольному зверю
Испытания легавых по боровой дичи
Испытания ретриверов по утке
Испытания лаек по фазану