Канис-терапия в Москве: "Солнечный пес" |
Впервые использовать собак в качестве «терапевтов» предложил американский психиатр Левинсон в 1961 году.
Сначала собак с мягким и дружелюбным характером использовали в основном для реабилитации больных с различными нарушениями психики, но в дальнейшем постепенно стали использовать собак и в качестве помощников инвалидов, как эффективное средство реабилитации больных с самыми разными патологиями.
Как проходят занятия – Сейчас у нас начинается балет! Приготовились! Четыре малыша с голден ретриверами сначала идут по кругу, а затем – по сложным траекториям, выполняя распоряжения Татьяны Любимовой. Каждый отдает своему четвероногому спутнику команды: «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Зайчик!» По последней команде собака садится на задние лапы, держа передние перед грудью. Ребята репетируют программу для выступления на монопородной кинологической выставке, которая проходит в Москве весной каждого года. «Солнечный пес» уже несколько лет демонстрирует на ней поразительные возможности голден ретриверов в качестве собак-терапевтов для детей, больных ДЦП, аутизмом, олигофренией, синдромом Дауна, эпилепсией и другими тяжелыми заболеваниями. Это единственная в мире группа таких детей, выступающих с собаками. Причем выступают они не хуже, чем здоровые взрослые на самой престижной в мире выставке собак «Крафт». Занятия «Солнечного пса» помимо школы №1492 проходят также в Культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста и в реабилитационном центре для детей с синдромом Дауна Team is Dream. Большинство участников группы ходят к Татьяне регулярно, некоторые даже годами. В среднем занятия ежемесячно посещают около пятидесяти человек, возраст которых колеблется от двух до двадцати лет. А недавно «Солнечный пес» совместно с центром «Лекотека» начал программу «Встреча с собакой» – одноразовые занятия. Кроме того, животные и специалисты «Солнечного пса» регулярно выезжают в Центр лечебной педагогики, в интернаты, детдома, на праздники, организованные различными обществами инвалидов. Сложно поверить, что собаки могут делать такое. Они понимают все команды, не кусаются, держат любую дистанцию и не делают резких движений. Например, малыш боится собаки. И тогда она, подчиняясь хозяйке и интуиции, в другом углу комнаты будет целый час изображать дружелюбие: махать хвостом, делать пируэты, крутиться волчком. Или, например, с бубенчиком на ошейнике будет дефилировать по комнате, возбуждая детский интерес. При этом она не приблизиться к ребенку, ни разу не зарычит и не залает. Первоначальную дрессировку чудо-животные проходят в центре «Собаки – помощники инвалидов» по специальному курсу собак-терапевтов. Дрессировать их начинают с года или полутора, когда характер полностью сформирован и уже можно отобрать наиболее пригодных для этой непростой работы животных: неагрессивных, терпеливых, умных, не боящихся резких звуков, любящих людей и т.д. Требований – целый список. Три или пять месяцев кандидаты в терапевты интенсивно дрессируются, а затем получают опыт и дополнительные навыки в «Солнечном псе». Сейчас в центре служат пять голден ретриверов: Олли, ее дочка Ника, внук Джой, а также Тайна и Ней. Первые три принадлежат руководителю «Солнечного пса» Татьяне Любимовой, две последние – волонтерам Захаровым, которые приводят питомцев на работу и, если надо, участвуют в занятиях. Часто с ретривером Тайной вместо родителей приходит сын Захаровых, 14-летний Андрей. Для новеньких детей он и Тайна с явным удовольствием исполняют сложный музыкальный номер – «Вальс». «У меня нет друзей, одноклассники не в курсе моих занятий, я им не рассказывал, – говорит Андрей. – Здесь мне нравится. А дома у меня три собаки: Тайна, Шера и Луша. Голден ретриверы – самые лучшие собаки на земле. Иногда они лучше людей». Занятия в группе строятся по-разному, в зависимости от числа детей, их диагнозов и возраста. Подход к каждому участнику исключительно индивидуальный. Татьяна Любимова намеренно подбирает в одну группу разных малышей. «Цели и задачи у всех разные в процессе занятия, хотя делают все одно и то же, – объясняет она. – Но девочку с олигофренией я ставлю во главе группы, что развивает у нее внимание, память, все на нее ориентируются. Схожие задачи у девочки с синдромом Дауна. Мальчику с ДЦП ассистент все время объясняет пространственные понятия, помогает следить одновременно за руками, собакой и корректировать движения вслед за группой. Ребенку с аутизмом важно научиться действовать по общим правилам и чувствовать собаку». Результаты поразительны. Многим детям после года-двух занятий пересмотрели диагноз в лучшую сторону. Некоторые из них после этого смогли пойти учиться в спецучреждения. Для таких детей публичное выступление – мощный стимул к развитию. Например, одна из девочек, отличавшаяся инфантильным поведением и всегда ходившая с мамой за руку, после сольного танца у елки настолько поверила в свои силы, что начала самостоятельно ходить в школу и в бассейн. Вот что рассказывает мама 7-летнего Андрея Наталья Владимирова, по профессии врач-терапевт: «В три с половиной года нам поставили диагноз – синдром раннего детского аутизма, недоразвитие речи, нарушение эмоционально-волевой сферы. Мы сначала занимались с лошадьми и дельфинами, потом пришли сюда. Тогда Андрей был совершенно равнодушным ребенком, мог оттолкнуть человека, как стул. Уже в начале занятий с собаками он начал замечать эмоции и настроения. Здесь он впервые забеспокоился о ком-то: «Тихо, Олли заснула!» Собаки в сыне развивают и терпение: нужно ведь делать что скажут да еще в определенной последовательности. Настоящей победой было выступление «Солнечного пса» на новогоднем празднике. В прошлом году Андрей до последнего не хотел выходить к елке, а в этом – вышел без разговоров и в конце представления очень эмоционально кланялся, почувствовав себя артистом. После так устал, будто отыграл большой спектакль, хотя это был лишь семиминутный выход. Занятия здесь ему настолько важны, что я могу пригрозить: «К собакам не поведу», он сразу делает все, что требуется: «Нет-нет-нет, я буду хорошим!» Впрочем, со стороны не все выглядит столь оптимистично. Большинство детей дома сталкиваются с чрезмерной опекой, а потому привыкли манипулировать взрослыми. Татьяна Любимова легко отличает страх от «концерта» по соматическим проявлениям: напряжению мышц, покраснению щек и т.п. Но главное в том, что собаки на время занятий дают детям непрерывное ощущение счастья и совершенно новый дружелюбный мир. Даже самое замкнутое сердечко тает при виде пушистого существа, изо всех сил пытающегося выразить безграничную радость и нежность. Каждый ребенок выбирает себе «свою» собаку, та его всегда узнает, бежит именно к нему. «Солнечный пес» для Татьяны, большую часть жизни проработавшей иконописцем, – глубоко личная история. У Татьяны и ее мужа Сергея, резчика по камню при храме, родился сын Саша с тяжелой формой ДЦП, но сохранным интеллектом. Чтобы сделать его жизнь максимально светлой, семья «по совету друга-психолога и Сашиными молитвами» купила голден ретривера Олли. Олли оказалась дочкой собаки, которая без специальной дрессировки по личной инициативе работала поводырем у слепого мальчика. Татьяна все же выдрессировала золотистого друга в центре «Собаки – помощники инвалидов», и Олли перевернула всю жизнь Любимовых. «В семьях, где дети растут особенными, развивается так называемая вторичная аутизация, когда все фактически оказываются в социальной изоляции, – рассказывает Татьяна. – Мы мало с кем общались, нас избегали знакомые. Но с Олли мы познакомились с огромным числом «собачников» – удивительно тактичных. И даже отношение прохожих к нам резко изменилось к лучшему». После Саши у Любимовых родилось двое здоровых детей. Когда Саши не стало, Татьяна, имея на руках такое сокровище, как Олли, по велению души начала ездить в медцентр, где лечилась с Сашей. Для моральной поддержки больных детей. И вскоре все начали замечать неожиданный терапевтический эффект. Так, «безнадежный» мальчик-аутист к недоумению врачей стал запасать котлетки для собаки, шептать ей что-то на ухо. Его первыми словами были: «Олли, моя Олли!» Наконец, Татьяна пошла учиться на врача-дефектолога в МГГУ им. Шолохова, завела в Интернете блог, в котором писала про Олли. К ней потянулись блогеры. Сергей поддерживал жену, помогая ей. Постепенно сложилась команда: биолог Наталья Захарова, преподаватель логики и философии в вузе Юлия Горбатова (также владелица собаки) и социальный психолог, молодая мама Татьяна Жильцова. В свободные часы выпускница психологического факультета РГГУ пишет диссертацию на тему «Представление о времени у детей в разных возрастах» и растит восьмимесячного голден ретривера Майю – будущего терапевта. О причинах своей работы в «Солнечном псе» Татьяна Жильцова говорит коротко: «Интересно». «Пока еще канис-терапия мало применяется в России, – говорит она. – Нужно патентоваться, пройти много инстанций, а главное – нужны статистические подтверждения работе. Мы еще только начинаем, итоги подводить рано. Хотя новые методики разрабатываем». Оксана ПРИЛЕПИНА Фото: АНТОН БЕРКАСОВ |
ОКД - общий курс дрессировки
ЗКС -защитно-караульная служба
КС - караульная служба
ИПО (IPO)
БХ (BH)
Шуцхунд
Испытания норных собак
Испытания борзых по вольному зверю
Испытания легавых по боровой дичи
Испытания ретриверов по утке
Испытания лаек по фазану