Логин:  
Пароль:  
   
Главная Школа собак Собаки-спасатели Канис-терапия в Москве: "Солнечный пес"
Канис-терапия в Москве: "Солнечный пес"
Впервые использовать собак в качестве «терапевтов» предложил американский психиатр Левинсон в 1961 году.

Сначала собак с мягким и дружелюбным характером использовали в основном для реабилитации больных с различными нарушениями психики, но в дальнейшем постепенно стали использовать собак и в качестве помощников инвалидов, как эффективное средство реабилитации больных с самыми разными патологиями.
Татьяной Любимовой и группой единомышленников была создана в Москве группа «Солнечный Пёс» или Собаки для терапии.


В настоящее время в группу входит пять специально обученных для этой цели собак породы голден-ретривер и лабрадор-ретривер и их четыре владельца.
Сейчас около 20 детей в возрасте от 3 до 16 лет с самыми разными детскими заболеваниями от ДЦП, олигофрении, аутизма, синдрома Дауна, порока сердца до задержки психического развития получили возможность проходить лечебные занятия.
Собаки-терапевты группы «Солнечный пес» регулярно работают в детском доме №8 для умственно отсталых детей и некоторых больных детей посещают на дому.

При каких заболеваниях помогает канис-терапия?


Было бы неправильно утверждать, что «лечение» с помощью собак является некоей панацеей, однако заметное улучшение состояния детей, подопечных «Солнечного пса», отмечают и врачи, наблюдающие детей, и родители.
У детей, страдающих ДЦП, синдромом Дауна, олигофренией улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память, практически все дети становятся более контактными и самостоятельными.
За рубежом в некоторых больницах специально обученных собак пускают даже в отделения реанимации к больным, находящимся в коме.
Занятия, групповые или индивидуальные, проходят в игровой форме, для каждого ребёнка индивидуально подбираются упражнения и нагрузки, соответствующие его физическим возможностям и потребностям. Длится занятие от 15-20 минут для тяжёлых больных или новичков и до 1,5 часов для более подготовленных детей.

Какие происходят изменения с детьми , как они реагируют ?

Практически все дети из группы до этого панически боялись собак и других животных, по мере занятий с собаками-терапевтами они перенесли позитивное отношение к собакам не только на других животных, но и на отношение к миру в целом, стали общительнее, легче идут на контакт.
Несколько детей сказали после занятий свои первые слова, дети с ДЦП начали лучше ходить и двигаться, причём родители отмечают улучшение амплитуды движений в течение нескольких дней после занятий.

Детям Детского дома №8 сама возможность общения с доброй и послушной собакой доставляет огромную радость, даже самые тяжёлые дети узнают собак-терапевтов и ждут своих любимцев.

Где проходят лечебные занятия Собак-терапевтов «Солнечный пес»?


Занятия проходят в выходные дни в зале школы №1992 в Южном Бутово по адресу: ул. Академика Лазарева, д. 62, корп.2.

Как можно помочь группе «Собаки для терапии» и больным детям?

Эти люди и дети будут благодарны любой помощи. Это может быть помощь в приобретении специальной аммуниции и реквизита для занятий (ошейники, поводки- перестёжки, специальные шлейки, игрушки и т.д).
Периодически возникает необходимость в транспортировке собак или детей на занятия и с занятий и оказании посильной помощи детям из малоимущих семей.
Если удобнее оказать помощь банковским переводом, то по можно найти необходимые банковские реквизиты или распечатать квитанцию и указать в назначении платежа, что это благотворительное пожертвование.

Как проходят занятия

– Сейчас у нас начинается балет! Приготовились!
– С собаками?!
– Да, с собаками. Итак, упражнения: «гусеничка», «ручеек», «диагональ», «зайчик»!

Четыре малыша с голден ретриверами сначала идут по кругу, а затем – по сложным траекториям, выполняя распоряжения Татьяны Любимовой. Каждый отдает своему четвероногому спутнику команды: «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Зайчик!» По последней команде собака садится на задние лапы, держа передние перед грудью.

«Степа – молодец! Очень красиво сейчас стоишь!» – громко подбадривает воспитанника Татьяна и вполголоса советуется с психологом, которая идет со Степой под руку: «Новую диагональ делаем? Ну – давай!»

Со стороны все это действительно похоже на репетицию танца. С ходу не каждый взрослый повторит все эти движения и «па», да еще с собакой.

Так в московской школе №1492 начинается очередное занятие группы «Солнечный пес». Прекрасное помещение изостудии со стеклянным потолком и гипсовыми Аполлонами в шкафу предоставила директор школы Татьяна Аникина, после того как в блогах прочитала о деятельности Татьяны Любимовой, придумавшей и создавшей «Солнечного пса».


Ребята репетируют программу для выступления на монопородной кинологической выставке, которая проходит в Москве весной каждого года. «Солнечный пес» уже несколько лет демонстрирует на ней поразительные возможности голден ретриверов в качестве собак-терапевтов для детей, больных ДЦП, аутизмом, олигофренией, синдромом Дауна, эпилепсией и другими тяжелыми заболеваниями. Это единственная в мире группа таких детей, выступающих с собаками. Причем выступают они не хуже, чем здоровые взрослые на самой престижной в мире выставке собак «Крафт». Занятия «Солнечного пса» помимо школы №1492 проходят также в Культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста и в реабилитационном центре для детей с синдромом Дауна Team is Dream. Большинство участников группы ходят к Татьяне регулярно, некоторые даже годами. В среднем занятия ежемесячно посещают около пятидесяти человек, возраст которых колеблется от двух до двадцати лет.

А недавно «Солнечный пес» совместно с центром «Лекотека» начал программу «Встреча с собакой» – одноразовые занятия. Кроме того, животные и специалисты «Солнечного пса» регулярно выезжают в Центр лечебной педагогики, в интернаты, детдома, на праздники, организованные различными обществами инвалидов.

Живой коврик


Сложно поверить, что собаки могут делать такое. Они понимают все команды, не кусаются, держат любую дистанцию и не делают резких движений. Например, малыш боится собаки. И тогда она, подчиняясь хозяйке и интуиции, в другом углу комнаты будет целый час изображать дружелюбие: махать хвостом, делать пируэты, крутиться волчком. Или, например, с бубенчиком на ошейнике будет дефилировать по комнате, возбуждая детский интерес. При этом она не приблизиться к ребенку, ни разу не зарычит и не залает.

Какие только роли не приходится играть собакам! На новогодней елке-2010 они имитировали цирковых лошадок, прыгали через барьеры, бегали по кругу и катали на спинах самых маленьких ребятишек. Еще они могут «считать»: по команде лают нужное количество раз, отвечая, например, на вопрос: «Сколько у тебя лап?» А по команде «Коврик!» голдены-терапевты укладываются на пол «плечом к плечу». И на них или между ними ложатся дети: малыши могут кричать, дрыгать ногами-руками, а лохматые «коврики» даже не дернутся!

Первоначальную дрессировку чудо-животные проходят в центре «Собаки – помощники инвалидов» по специальному курсу собак-терапевтов. Дрессировать их начинают с года или полутора, когда характер полностью сформирован и уже можно отобрать наиболее пригодных для этой непростой работы животных: неагрессивных, терпеливых, умных, не боящихся резких звуков, любящих людей и т.д. Требований – целый список. Три или пять месяцев кандидаты в терапевты интенсивно дрессируются, а затем получают опыт и дополнительные навыки в «Солнечном псе». Сейчас в центре служат пять голден ретриверов: Олли, ее дочка Ника, внук Джой, а также Тайна и Ней. Первые три принадлежат руководителю «Солнечного пса» Татьяне Любимовой, две последние – волонтерам Захаровым, которые приводят питомцев на работу и, если надо, участвуют в занятиях. Часто с ретривером Тайной вместо родителей приходит сын Захаровых, 14-летний Андрей. Для новеньких детей он и Тайна с явным удовольствием исполняют сложный музыкальный номер – «Вальс». «У меня нет друзей, одноклассники не в курсе моих занятий, я им не рассказывал, – говорит Андрей. – Здесь мне нравится. А дома у меня три собаки: Тайна, Шера и Луша. Голден ретриверы – самые лучшие собаки на земле. Иногда они лучше людей».

Угощение для мохнатых артистов «Солнечного пса» – крекеры. Часто их приносят сами дети. Больше с родителей ничего здесь не берут. У «Солнечного пса» принципиальная позиция: помощь должна быть бесплатной. С инвентарем для занятий – ковриками, горками и прочими игрушками – помогли спонсоры. Сейчас Татьяна мечтает о благотворителях, которые устроили бы особенно нуждающимся детям качественное медицинское обследование.

Я буду хорошим!


Занятия в группе строятся по-разному, в зависимости от числа детей, их диагнозов и возраста. Подход к каждому участнику исключительно индивидуальный. Татьяна Любимова намеренно подбирает в одну группу разных малышей. «Цели и задачи у всех разные в процессе занятия, хотя делают все одно и то же, – объясняет она. – Но девочку с олигофренией я ставлю во главе группы, что развивает у нее внимание, память, все на нее ориентируются. Схожие задачи у девочки с синдромом Дауна. Мальчику с ДЦП ассистент все время объясняет пространственные понятия, помогает следить одновременно за руками, собакой и корректировать движения вслед за группой. Ребенку с аутизмом важно научиться действовать по общим правилам и чувствовать собаку».

Результаты поразительны. Многим детям после года-двух занятий пересмотрели диагноз в лучшую сторону. Некоторые из них после этого смогли пойти учиться в спецучреждения. Для таких детей публичное выступление – мощный стимул к развитию. Например, одна из девочек, отличавшаяся инфантильным поведением и всегда ходившая с мамой за руку, после сольного танца у елки настолько поверила в свои силы, что начала самостоятельно ходить в школу и в бассейн.


Вот что рассказывает мама 7-летнего Андрея Наталья Владимирова, по профессии врач-терапевт: «В три с половиной года нам поставили диагноз – синдром раннего детского аутизма, недоразвитие речи, нарушение эмоционально-волевой сферы. Мы сначала занимались с лошадьми и дельфинами, потом пришли сюда. Тогда Андрей был совершенно равнодушным ребенком, мог оттолкнуть человека, как стул. Уже в начале занятий с собаками он начал замечать эмоции и настроения. Здесь он впервые забеспокоился о ком-то: «Тихо, Олли заснула!» Собаки в сыне развивают и терпение: нужно ведь делать что скажут да еще в определенной последовательности. Настоящей победой было выступление «Солнечного пса» на новогоднем празднике. В прошлом году Андрей до последнего не хотел выходить к елке, а в этом – вышел без разговоров и в конце представления очень эмоционально кланялся, почувствовав себя артистом. После так устал, будто отыграл большой спектакль, хотя это был лишь семиминутный выход. Занятия здесь ему настолько важны, что я могу пригрозить: «К собакам не поведу», он сразу делает все, что требуется: «Нет-нет-нет, я буду хорошим!»

У 20-летнего Степы Кузнецова – один из самых блестящих результатов. Он с диагнозом ДЦП лишь в семь лет встал с коляски. К тому же на него в детстве напала стая бродячих собак, и с тех пор он боялся выходить на улицу. Когда его три года назад привели в группу, мальчик зажмурился, обхватил голову руками и без остановки кричал. Несколько месяцев ушло на то, чтобы отучить его от страха перед собаками. Но как только у Степы наладился контакт с ретриверами, начались чудеса. Мальчик начал понимать сложные для него пространственные выражения: «по ковру», «за Анечкой», «через барьер». Сейчас он довольно быстро разучивает новые упражнения, владеет элементами циркового обращения с собакой, с удовольствием ходит на выставки, где может находиться несколько сотен собак и тысячи людей.

«Каждое занятие я наблюдаю маленькие достижения, – говорит социальный психолог Татьяна Жильцова. – Сегодня вот четырехлетняя Иришка с задержкой в развитии получила опыт того, что помимо ее импульсов есть еще чьи-либо: сначала она таскала за собой собаку, но под конец занятия позволила собаке себя направлять. Канис-терапия – «собако-терапия» – позволяет задействовать все сферы ребенка: физиологию, общение, такие психологические системы, как внимание, координацию. Традиционные методики делают это не настолько широко».

Впрочем, со стороны не все выглядит столь оптимистично. Большинство детей дома сталкиваются с чрезмерной опекой, а потому привыкли манипулировать взрослыми. Татьяна Любимова легко отличает страх от «концерта» по соматическим проявлениям: напряжению мышц, покраснению щек и т.п. Но главное в том, что собаки на время занятий дают детям непрерывное ощущение счастья и совершенно новый дружелюбный мир. Даже самое замкнутое сердечко тает при виде пушистого существа, изо всех сил пытающегося выразить безграничную радость и нежность. Каждый ребенок выбирает себе «свою» собаку, та его всегда узнает, бежит именно к нему.

Понятие канис-терапии ввел в 1961 году американский психотерапевт Борис Левинсон. Он первым заметил, что пациенты лучше идут на контакт, если в кабинете находится его собака – золотистый ретривер. Два раза в неделю пса приводили в больницу, из чего впоследствии выросло целое направление – зоотерапия. «У нас этот термин иногда воспринимают неверно, как «лечение», – объясняет Татьяна Любимова. – Собака сама по себе не панацея, а всего лишь реабилитация. Часто звонят родители детей с очень серьезными заболеваниями, и им кажется, возьми они домой собаку, с ребенком станет все в порядке. Они порой не думают, что с собакой надо гулять, заниматься, что в шесть месяцев на гормональной почве она будет меняться и что это, в конце концов, финансовая нагрузка. Самая частая ошибка – берут щенка домой аутисту, что противопоказано. Из множества подобных историй хорошую знаю, к сожалению, всего одну. Чаще, намучившись, собаку отдают».

Олли, моя Олли!


«Солнечный пес» для Татьяны, большую часть жизни проработавшей иконописцем, – глубоко личная история. У Татьяны и ее мужа Сергея, резчика по камню при храме, родился сын Саша с тяжелой формой ДЦП, но сохранным интеллектом. Чтобы сделать его жизнь максимально светлой, семья «по совету друга-психолога и Сашиными молитвами» купила голден ретривера Олли. Олли оказалась дочкой собаки, которая без специальной дрессировки по личной инициативе работала поводырем у слепого мальчика. Татьяна все же выдрессировала золотистого друга в центре «Собаки – помощники инвалидов», и Олли перевернула всю жизнь Любимовых. «В семьях, где дети растут особенными, развивается так называемая вторичная аутизация, когда все фактически оказываются в социальной изоляции, – рассказывает Татьяна. – Мы мало с кем общались, нас избегали знакомые. Но с Олли мы познакомились с огромным числом «собачников» – удивительно тактичных. И даже отношение прохожих к нам резко изменилось к лучшему». После Саши у Любимовых родилось двое здоровых детей. Когда Саши не стало, Татьяна, имея на руках такое сокровище, как Олли, по велению души начала ездить в медцентр, где лечилась с Сашей. Для моральной поддержки больных детей. И вскоре все начали замечать неожиданный терапевтический эффект. Так, «безнадежный» мальчик-аутист к недоумению врачей стал запасать котлетки для собаки, шептать ей что-то на ухо. Его первыми словами были: «Олли, моя Олли!»

Наконец, Татьяна пошла учиться на врача-дефектолога в МГГУ им. Шолохова, завела в Интернете блог, в котором писала про Олли. К ней потянулись блогеры. Сергей поддерживал жену, помогая ей. Постепенно сложилась команда: биолог Наталья Захарова, преподаватель логики и философии в вузе Юлия Горбатова (также владелица собаки) и социальный психолог, молодая мама Татьяна Жильцова. В свободные часы выпускница психологического факультета РГГУ пишет диссертацию на тему «Представление о времени у детей в разных возрастах» и растит восьмимесячного голден ретривера Майю – будущего терапевта. О причинах своей работы в «Солнечном псе» Татьяна Жильцова говорит коротко: «Интересно». «Пока еще канис-терапия мало применяется в России, – говорит она. – Нужно патентоваться, пройти много инстанций, а главное – нужны статистические подтверждения работе. Мы еще только начинаем, итоги подводить рано. Хотя новые методики разрабатываем».

Как ни странно, «Солнечный пес», возможно, единственная в России организация, которая занимается канис-терапией, имея не только личный опыт и добрые намерения, но и профессиональных медиков, педагогов, психологов, кинологов. «Я регулярно езжу на семинары по теме, – говорит Татьяна Любимова, – и с ужасом отмечаю, как много дилетантов пытается причинить детям добро. В лучшем случае речь идет о встречах детей с собаками и положительных эмоциях, хотя терапевтический эффект от этого минимальный». Не так давно «Солнечный пес» начал переписку с чехами и поляками. «Поляки нам прислали свою книжку, – продолжает Татьяна, – и мы с удивлением узнали, что в одно время с ними пришли к одинаковым выводам. Пока о сотрудничестве и обмене опытом говорить рано. Просто приятно от мысли, что мы такие не одни».


Оксана ПРИЛЕПИНА

Фото: АНТОН БЕРКАСОВ


 

Есть информация или вопрос? Напишите нам!

От (email)
Тема
Сообщение
 Выслать мне копию
   
 

Виды дрессировки

ОКД - общий курс дрессировки
ЗКС -защитно-караульная служба
КС - караульная служба
ИПО (IPO)
БХ (BH)
Шуцхунд




Натаска охотничьих собак

Испытания норных собак
Испытания борзых по вольному зверю
Испытания легавых по боровой дичи
Испытания ретриверов по утке
Испытания лаек по фазану