Этим оружием они атаковали психологический театр, переворачивали сценические положения с ног на голову, обращали трагическое в комедийное, и наоборот. Подобные установки также обладали внешним сходством с релятивистской трактовкой основных эстетических категорий у Пиранделло. Но по существу никакой близости в этих позициях нет, так как мы уже видели из анализа «Юморизма», что трагикомические построения Пиранделло открывали глубины души и правду общественного положения, от чего футуристы с презрением отказывались.
Футуристы стремились к обнажению грубой фактуры вещи, предмета и материала, их образующего. Живой персонаж не составлял исключения. Он был вроде бы одушевленным предметом примитивной конструкции, которую можно было разложить на элементарные составляющие. Й в данной концепции с определенной натяжкой можно усмотреть параллель с бытующей у Пиранделло идеей многослойного обнажения объекта, скрытого иллюзорными покровами. Футуристы относились к героям своих сочинений не как к личности, а как к марионетке. Пиранделло анализировал феномен отчуждения личности, также создавая образы «марионеток». Если ваш бизнес связан с реализацией женских вещей, то одежда оптом от производителя станет для вас выгодным предложением. Вы получите качественную дизайнерскую вещь и никакая модница от вас без покупки не уйдет.
Стоит, однако, заметить, что такие компоненты футуристической программы, как взаимозаменяемость трагического и комического, образ человека-знака, или человека-функции, сдвиги во времени и пространстве, не являлись специальными футуристическими находками. Они имели широкое хождение и у других авангардистов. Это были общие приметы эстетической аномалии традиционных форм классики XIX века. Хотя у итальянских футуристов они выглядели, вероятно, наиболее дерзкими, но смыслового и эстетического оправдания не получили совсем. Откровенный формализм футуристов делает их прямыми антиподами Пиранделло-художника. Идеология Пиранделло-писателя также полярна футуристической. Пиранделло решительно отвергал миф машинной цивилизации.