Логин:  
Пароль:  
   

Реальное существование героев

02.04.2017

По отношению к реальному существованию героев, к той действительности, которая их окружает, фантастика обычно является элементом чужеродным, часто враждебным. Она вторгается в жизнь человека и нормальное бытие приобретает некоторую аномалию. Жизнь героев до этого могла быть скучной, несчастной, трагической; она могла быть и радостной, счастливой, безмятежной какой угодно. Но с момента вторжения в нее фантастического элемента она резко изменяется. Соприкосновение героев с миром фантастическим не проходит для них бесследно. Жизнь героев раздваивается, приобретает мучительную двуплановость, конфликт между реальностью и фантастикой, вторгнувшейся в нее, часто разрешается катастрофически. Даже если столкновение с миром фантастическим оканчивается благополучно, все равно оно что-то разрушает в уже устоявшемся, нормальном течении бытия. «Добрая» это будет фантастика или «злая», в смысле ее влияния на судьбу действующих лиц, это не важно; главное, что фантастика такого рода всегда будет некой антитезой реальности, чем-то противоположным ей. Заболел любимый питомец? Купите специальные препараты для собак.

В пушкинском же «Гробовщике» несколько иной тип фантастического. На первый взгляд это произведение кажется всего лишь шуткой, литературной пародией. В нем действительно содержится весьма существенный пародийный элемент. «Гробовщик» пародирует пристрастие романтиков к насыщению своих произведений всевозможными потусторонними явлениями и силами, а также распространенный у них мотив сна. И внутри самого повествования мы сталкиваемся со своеобразной пародией: ночной пир у гробовщика пародирует дневной пир у немца-сапожника. Гости гробовщика выглядят несколько иначе, чем подобные персонажи в произведениях такого рода, В отличие от многочисленных призраков и привидений, встречающихся в иных «страшных» рассказах, они являются гробовщику не как духи, не как бесплотные видения, сохранившие прижизненный облик, а, так сказать, в своем натуральном обличье, главным образом в виде полуразвалившихся остовов. Они оказываются подвластны реальному течению времени в гости к гробовщику смогли прийти только те, кто сохранил хоть какую-то материальную основу и был еще в состоянии передвигаться. Те же, которым, как говорит, обращаясь к герою рассказа, покойник-бригадир, «уже невмочь», которые уже совсем развалились, остались дома, в могиле. Не являться же им, в самом деле, в виде бесплотных духов, привидений, это было бы... фантастикой. Автор, повествуя о вещах сверхъестественных, тем не менее стремится сохранить объективность тона и не переходить границы реально возможного.