Логин:  
Пароль:  
   

Неизвестный аспект

21.04.2020

В начале XX столетия в непрерывном процессе возвышения промышленного строительства до уровня искусства архитектуры обнаружился принципиально новый, неизвестный раньше аспект. В своеобразии рожденных техническим прогрессом фабрично-заводских сооружений, разительно не похожих на шедевры зодчества прошлого, начинает различаться своя красота — красота машины, динамики, движения. Прекрасное и правдивое в архитектуре пионеры модерна, например О. Вагнер, отождествляют с функциональным. А декор, украшение или орнамент, по хлесткому выражению А. Лооса и названию его знаменитой статьи, приравнивают к преступлению.

Еще одним выражением пересмотра отношения к промышленному строительству стал приход в начале XX века в России в промышленную архитектуру ряда талантливых архитекторов, сделавших, подобно А.В. Кузнецову или братьям Весниным, проектирование фабрично-заводских сооружений основным предметом своей творческой деятельности.

Скучаете? Заходите в казино риобет. Увлекательные слоты поднимут настроение.

Характерная для времени множественность взглядов на мир находила соответствие в множественности представлений о его идеальном устройстве Промышленную специализацию ряда крупных зодчих хочется соотнести с представляемыми футуризмом и авангардом технократическими иллюзиями. Архитекторы-проектировщики промышленных зданий представляли широко развитые на рубеже XIX-XX столетий технократические иллюзии и утопии. Противоположный полюс иллюзий и утопий представляла группа зодчих, сделавшая до революции главным предметом своей деятельности проектирование православных церквей и в этом качестве вошедших в историю отечественного искусства. Творчество этих зодчих образует своего рода архитектурный эквивалент русской религиозной философии. Их работы — одна из форм проявления религиозного возрождения конца XIX — начала XX века и противоположный по сравнению с промышленным зодчеством рубежа столетий полюс идейно-духовных исканий и утопических иллюзий. Во всяком случае, зодчие начала XX столетия, посвятившие себя промышленному строительству, не только фактически, но и осознанно, на уровне теоретических деклараций и манифестов превратили промышленную архитектуру из утилитарного строительства в явление высокого стилевого искусства.