Логин:  
Пароль:  
   

Показательные процессы

08.08.2020

Три показательных процесса, проведенных в Москве в августе 1936-го — марте 1938 года, пробили основательную брешь в этом юношеском энтузиазме (хотя некоторые художники, в частности тот же Дэвис, упрямо защищали принятые позиции еще несколько лет). Шапиро отказался от своих прежних антиформалистических взглядов, высказанных в «Природе абстрактного искусства» — блестящем отклике на выставку Альфреда Барра «Кубизм и абстрактное искусство», прошедшую в МоМА (текст был напечатан в недолго просуществовавшем журнале «Марксистский ежеквартальник» за январь 1937 года). Теперь Шапиро утверждал, что абстракционизм, как и любая другая форма искусства, взаимодействует со своим историческим контекстом и поэтому может играть в нем активную роль.

Тем временем «Партизан Ревью», объединившийся на первом Конгрессе американских художников с журналом коммунистической партии, приостановил издание в октябре 1936 года и вышел вновь лишь в декабре 1937-го, на этот раз заняв позицию, близкую позиции Троцкого, в апреле того же года признанного «следственной комиссией» во главе с Джоном Дьюи невиновным в преступлениях, в которых его обвинял Сталин.

Любите азарт? Заходите на сайт казино https://azartpllay777.vip/ и выигрывайте.

Уже в июле 1937 года редакторы готовившегося к обновлению «Партизан Ревью» обхаживали Троцкого, в то время находившегося в мексиканской ссылке, надеясь добиться сотрудничества. Ценя их преданность, Троцкий, однако, откладывал свое решение, пока не получил несколько выпусков журнала. Его вердикт был уничтожающим: в письме Макдональду в январе 1938 года он проворчал, что, несмотря на интеллигентность и образованность, издателям «Партизан Ревью», по сути, «нечего сказать». Вместо того чтобы «искать темы, которые никого не обидят», журналу стоит последовать примеру художественных авангардных движений («натурализм, символизм, футуризм, кубизм, экспрессионизм и т. д.»), которые всегда отстаивали свою позицию, используя шоковые тактики полемики и скандала. Раздражение Троцкого не уменьшилось и через два месяца, когда он послал письмо Раву, однако его настойчивые указания на то, что журналу необходимо сохранить «эклектичную» открытость в эстетических вопросах и поддерживать любые «молодые и перспективные художественные движения», сопутствующие его позиции, показывает, что культурная политика стала для него важным инструментом борьбы против Сталина. Но в конце концов «несравненный» уступил: решающим фактором был приезд Бретона в Мексику в мае 1938 года, о чем Троцкий немедленно сообщил журналу, даже рекомендовав французского поэта в качестве сотрудника! (По иронии судьбы именно Мейеру Шапиро секретарь Троцкого поручил присылать советскому ссыльному все публикации Бретона, какие только можно было найти в Нью-Йорке.)